Победа Дональда Трампа на президентских выборах США поразила. Ведёт он себя совершенно неприлично, на мой взгляд: передразнивает инвалида, кривляясь перед камерой, на предвыборных дебатах перебивает, кричит, оскорбляет, врёт – и когда в ответ ему предоставляют мгновенное фактическое опровержение, ссылаясь на видеозапись его собственного интервью, – настаивает на лжи. Я удивлён, что нарушая законы приличия можно так далеко продвинуться. Ведь есть какие-то границы, не мог ведь он посреди дебатов раздеться догола, стать в мостик и запеть гимн СССР? Ведь остановили бы его, прекратили видео-съёмку и всё такое? (Или было бы как в шикарном сериале Black Mirror, в первой серии, про свиней?) Т.е. граница приличия таки существует где-то – я ожидал, что она всё таки поближе к адеквату проходит, а оно вон как.
Отношение к фактам, к понятию “факт” вообще, у Трампа необычное, что было продемонстрировано в первой же официальной пресс-конференции новой администрации Белого дома. Трамп обвинил журналистов в том, что они все (включая как “демократические”, так и “республиканские” станции) неверно осветили его иннагурацию – я, говорит, точно видел, толпа огромная, миллион-полтора человек (я цитирую). А вы все врёте. В тот же день к журналистам вышел глава администрации, или какой-то такой представитель, и сообщил ошеломлённым журналистам, что президент убеждён, что эта иннагурация была самой популярной за всю историю, и точка! Я опять цитирую. После этого он сказал, что цифры по посещаемости получить всё равно невозможно, после чего мгновенно предложил какие-то свои цифры. Еще чуть позже, в интервью с журналистом другая официальная тётя сказала, что, мол, у вас есть факты, а у нас есть альтернативные факты. Это высказывание вызвало сильный резонанс – и на самой пресс-конференции, и во многих дискуссиях позже.
Журналисты шокированы – информация, исходящая от Белого дома, совершенно не заслуживает доверия, и зачастую является противоречивой, им не приходилось работать в такой ситуации никогда.
Что мне очень во всём этом не нравится, это отношение огромного количества людей к упомянутому понятию “факт” очень отличается от общепринятого. Для многих, как показывает победа Трампа на выборах, это не очень важно – ну, врёт мужик, подумаешь! Но ведь при этом с таким подходом невозможно сделать карьеру в науке, невозможно сделать карьеру в журналистике, невозможно даже продвинуться в политике – по крайней мере я так думал до последнего времени. Поразительно.
Не знаю, мне, лично, очень некомфортно знать, что у такого человека есть возможность сбросить ядерную бомбу.
С другой стороны, то, что Трамп говорит про Израиль, про терроризм, про преступность, мне нравится. Поживём – увидим.
Да, но я, вообще, это всё к чему. К тому, что политику переписывать надо более толково. Переписывать в том смысле, что ведь по существу нам нужно просто построить более устойчивую систему. На самом деле существующая в США система и так уже довольно устойчивая – президент далеко не король, он не может, например, своим указом вернуть рабство или заставить женщин ходить в парандже, что уже хорошо. Но можно лучше. Ведь что такое законы? Это правила всякие, считай, программа – а программы мы знаем как писать, большой толпой, с открытым кодом, разбивая на независимые модули, покрывая тестами и т.д. И как-то пора уже людям голосовать не один раз в 4 года, выбирая между малопривлекательной бабушкой и малопривлекательным дедушкой, а голосовать по конкретным вопросам, технологии-то позволяют.
А то вон выбрали недоразвитую знаменитость, предсказуемости ноль.